Drupal 8: hooks

Хуки в Drupal 8 — неотъемлимый инструмент разработчика. Если вы решили научиться разрабатывать сайты на Drupal, а именно, писать код, вам придется понять что такое хуки, как они работают и как ими пользоваться.

Хуки — это обычные функции, вызываемые в процессе обработки запроса. Отличить их от других можно по префиксу hook в названии функции. hook в названии хуков — всего лишь placeholder, который позволяет понять разработчикам, что эта фукнция — хук, а не самодостаточная функция.

Цель хуков — позволить сторонним модулям внедряться в работу других модулей или ядра. Как правило, они вызываются в тех местах кода, где сторонние разработчики, вероятнее всего, захотят добавить свою логику, повлиять на ход выполнения операции или результат. Хуки позволяют защищать код, как ядра, так и модулей, от стороннего и непредсказуемого вмешательства в него, то есть хака.

Типы хуков

Хуки не принято делить на типы. Их просто называют хуками, так как они выполняют, в общем, одну цель. Но с технической стороны их можно разделить на два типа:

  • Исполняемые хуки — данный тип хуков очень универсальный. Он может быть вызван для того, чтобы вы могли вернуть какие-то данные модулю, который данный хук вызывает. Он также может быть вызван без ожидания ответа от него. Своего рода Events, и да, некоторые хуки ведут себя как события и постепенно их переносят на Events или другие плагины Drupal 8, то что не успели сделать к релизу.
  • Альтер хуки — в отличии от исполняемых, передают данные на изменение. То есть, когда вы используете такие хуки, то это автоматически подразумевает то, что вы хотите изменить какое-то поведение или данные, а когда их вызывает разработчик (автор), он также, подразумевает что данные, с высокой вероятностью будут изменены. Их легко отлечить от исполняемых по суффиксу * alter* в названии хука. Аргументы которые передаются в такие хуки, передаются по ссылке (&$var).

Как работают хуки

Немного забудем о Drupal, и разберемся, как работают хуки в принципе. Это самое важное в изучении хуков. Как только вы поймете как они работают, отпадет 90% вопросов. Это самая сложная для понимания часть для многих новичков, как и для меня в своё время. Возможно, если вы пришли из других CMS, вы увидите аналогию с их API.

Если говорить очень просто, то Drupal, в определенный момент, на ранних этапах бутстрапа ядра собирает список всех активных модулей. А затем, когда приходит время вызова хука, он программно формирует название функций проходясь по массиву активных модулей, и заменяя hook на названия модуля. Если данная функция найдена, вызывает её, передаваяя всё что необходимо.

  • Слово hook заменяется на название модуля, в котором данный хук было решено использовать. Например: вы пишите код в модуле example, и хотите использовать hook_some_example(), то вам нужно написать функцию example_some_example() и Drupal, обнаружив её, вызовет её, а вы сделаете что необходимо. Это уже будет зависить от того хука, который вы решили использовать.
  • В альтер хуках, суффикс alter остается без изменения. Например: модуль example, хук hook_some_example_alter(), то результат будет example_some_example_alter().
  • Название хука написанного в нижнем регистре, остается неизменным. Например: модуль example, хук hook_some_example(), то результат будет example_some_example().
  • Название хука, содержащий вставки в верхнем регистре, должны быть заменены на определенное значение, которое определяется хуком. Например: модуль example, хук hook_some_TYPEexample_alter(), то результат может быть hook_somemore_complex_example_alter(). Такие хуки — уточняют область действия хука. Они всегда имеют хук без вставки. Например hook_form_FORM_ID_alter() имеет также хук hook_form_alter(). Разница в том, что тот что без уточнения будет вызываться на всех формах, а тот что с вставкой FORM_ID, замененной на название формы, будет вызывать только в момент генерации той самой формы. Данный вариант написания и создания хуков доступен только для alter хуков .
Как работают хуки

Как использовать хуки в Drupal

В Drupal, принято что хуки описываются в .module файле модуля или .theme файле темы. Не все хуки можно использовать в модулях, и не все можно использовать в темах. Об это указывается в самих хуках и их очень мало.

Также хуки могут выноситься в сторонние модули, которые инклудятся из **.module ** или .theme. Говоря иначе, хуки, как и обычные функции, должны быть доступны ядру, он подключает только известные ему файлы и те что подключаеются в известных (include).

Как выше и было указано, слово hook в названии хука заменяется на название модуля, в котором пишут код, и он будет вызван автоматически.

Например, у вас есть модуль dummy и вы нашли\хотите объявить hook_cron().

Для этого в dummy.module необходимо создать функцию:

/**
 * Implements hook_cron().
 */
function dummy_cron() {
  // Do something when cron will launch.
}

Включить модуль, если этого ещё не сделано, а если сделано, сбросить кэш, и всё готово! Данный хук вызывается в момент запуска операций крон. Вы можете написать там свой код, а затем вызвать принудительное выполнение операций крон, и ваш код сработает. Тем самым вы внедряетесь в ядро, и можете выполнить свои действия в момент выполнения крона, которые нужны только вам, при этом не лазя в ядро, не ищя где, как и куда писать свой код, а потом его поддерживать. Вы объявляете хук который подходит под вашу задачу, пишите логику — дальше все сделает Drupal.

Обратите внимание на комментарий к функции. Drupal Coding Standards требует написание комментариев к функциям, а хукам для первой строки комментария и вовсе свои требования. Если функция — hook, то комментарий должен начинаться (первая строка) с Implements и названия хука. Может иметь такие варианты:

  • Implements hook_foo(). — просто указывается что используется такой-то хук. Обратите внимание на точку в конце, это тоже стандарт ?
  • Implements hook_foo_BAR_ID_bar() for xyz_bar().
  • Implements hook_foo_BAR_ID_bar() for xyz-bar.html.twig.
  • Implements hook_foo_BAR_ID_bar() for educational purposes.

Так другие разработчики, изучая ваш исходный код, сразу поймут что это не самодостаточная функция, а реализация такого-то хука. И сразу будет ясно зачем данный код написан и когда будет вызван.

Как создавать свои собственные хуки

Хуки создаются проще простого. Для этого достаточно вызвать соответствующие методы из ядра, в тех местах кода, где вы хотите объявить свой хук. В зависимости от необходимой задачи вашего хука, вы выбираете его тип, исполняемый или альтер, и вызываете соответствующий метод, передавая параметры, которые вы желаете отдать хукам, которые будут его использовать.

Исполняемые хуки

Регистрируются при помощи:

  • Drupal::moduleHandler()->invokeAll($hook, array $args = []), вызывает все реализации (у всех активных модулей) указанного хука, передавая ему нужные аргументы.
    • $hook: Название хука, который хотите вызвать\зарегистрировать. Например, если хотите зарегистрировать hook_some_name(), то в $hook передается some_name. Приставку в виде модуля, добавит Drupal.
    • $args: Массив из аргументов, которые будут переданы во все хуки. Каждый элемент данного массива будет передан как самостоятельный аргумент хука. Например, $args = ['foo', 'bar'] => function hook_some_name($first_arg, $second_arg) {}, где в $first_arg придет foo, а в $second_arg bar.
  • Drupal::moduleHandler()->invoke($module, $hook, array $args = []) — аналогично первому, только вызывается для конкретного $module. Может быть полезно, например, чтобы сначала вызывался хук для вашего модуля, тем самым вызвав его раньше всех, а затем вызывать все остальные.

Данные методы\хуки могут возвращать результаты. invokeAll() возвращает массив с результатами всех хуков, invoke() результат определенного модуля.

// Some stuff you are doing somewhere.
$words = Drupal::moduleHandler()->invokeAll('my_awesome_hook', ['foo']);
$sentence = implode(', ', $words); // foo!, bar

// Some module #1: example

/**
 * Implements hook_my_awesome_hook().
 */
function example_my_awesome_hook($word) {
  return $word . '!';
}

// Some module #2: another_module

/**
 * Implements hook_my_awesome_hook().
 */
function another_module_my_awesome_hook($word) {
  return 'bar';
}

Альтер хуки

Вызываются они практически идентично, но имеют ряд отличительных особенностей.

  • Drupal::moduleHandler()->alter($type, &$data, &$context1 = NULL, &$context2 = NULL) вызов альтер хука. Префикс hook и суффикс alter будут добавлены автоматически.
    • $type: Название альтер хука. Особенность тут в том, что данный аргумент может быть как строкой так и массивом.
      • Строка. Например вы передаете $type = some_example, он превратиться в hook_some_example_alter().
      • Массив. Масив позволяет задать различные варианты хука, а именно, уточняющие. Учтите, что базовый хук очень желательно чтобы был всегда в массиве. Например $type = ['some_example', 'some_example_type'] преврататься в 2 хука hook_some_example_alter() и hook_some_example_type_alter(). Как правило, во втором элементе массива название хука генерируется на основе какой-то переменной. Типа 'some_example_' . $type — это позволяет сделать динамические альтер хуки. А в документации такие пишут капсом hook_some_example_TYPE_alter(). Где другие разработчики, могут поставить любое значение вместо TYPE, и если оно совпадет, то хук вызовится. Это можно наблюдать в очень популярном хуке hook_form_alter() и его же варианте hook_form_FORM_ID_alter(). Первый вызывается на все формы, а второй, только для той формы, form id которой подставят вместо FORM_ID в названии хука. То есть ядро передает $type = ['form', 'form_' . $form_id] в данный метод.
    • &$data: Первый и обязательный аргумент для альтер хуков. Альтер хуки будут совершенно бессмысленны без аргументов, так как аргументы передаются по ссылке, и цель таких хуков, возможность изменить данные. Поэтому, для них всегда есть какие-то данные которые необходимо изменить. В данном аргументе, как правило, передаются основные данные для изменения.
    • &$context1, &$context2: Два необязательных и дополнительных аргумента. Все как и &$data.

Если по каким-то причинам вам не хватает трёх аргументов для передачи в альтер хук, то есть, нужно больше. То $context1 и $context2 передаются как массивы с доп данными.

$message = 'Hello world!';
$context = [
  'alterable' => &$alterable,
  'unalterable' => $unalterable,
  'foo' => 'bar',
];
// hook_my_awesome_message_alter().
Drupal::moduleHandler()->alter('my_awesome_message', $message, $context);

Альтер хуки не возвращают никаких данных, всё должно решаться на уровне аргументов переданных по ссылке и их изменении.

Группировка хуков

Также у хуков есть возможность группировки. Это уже несколько специфичная тема. Но суть в том, что, когда у хука есть группа, то такие хуки могут быть объявлены также в файле modulename.groupname.inc, который должен находиться в корне модуля\темы. Такие файлы автоматически обнаруживаются друпалом и хуки в них становтся доступными. Например, у хуков модуля Views, и Token хуки объявлены с группами. Таким образом, вы можете встретить в модулях файлы modulename.**views **.inc и modulename.tokens.inc. Это файлы с хуками для этих групп хуков. Они будут найдены и подгружены друпалом автоматически в момент вызова хука. Если ни один хук из группы в процессе выполнения запроса не будет вызван, такой файл даже не подгрузится.

Это можно использовать для оптимизации как кода, так и организации проекта. Так как когда хуков копится много, желание как-то подробить .module файл приходит само. И у хуков это уже есть из коробки.

Для того чтобы ваши хуки имели определенные группы, необходимо их явно объявить, помимо обычного вызова. Для этого есть hook_hook_info() ?. В нём нужно указать название хуков и то, к какой группе они будут принадлежать. Обратите внимание на то, что приставка hook не указывается, а alter указывается.

Например, если вы захотите объединить те два хука что были выше по тексту в группу my_group, то в .module файле вашего модуля, где вызываются данные хуки, нужно создать соответствующий хук.

/**
 * Implements hook_hook_info().
 */
function mymodule_hook_info() {
  $hooks = [
    'my_awesome_hook',
    'my_awesome_message_alter',
  ];

  return array_fill_keys($hooks, ['group' => 'my_group']);
}

После чего, данные два хука можно будет писать в mymodule.my_group.inc файле.

Также есть ещё один хук, hook_hook_info_alter(), который позволяет эти группы для хуков поправить или добавить, там где их нет, например, если хук не от вашего модуля, а вы хотите их группировать ;). Это какраз показывает, насколько гибкие хуки, и при этом, нет необходимости лазить в чужих модулях и хакахать их.

Документирование хуков

Очень важная часть при объявлении своих хуков — их документирование. Как мы уже посмотрели, хуки объявляются на лету в любых местах кода. Чтобы другие разработчики знали о них, зачем они вызываются, что могут делать и что в них передается, все модули, которые объявляют свои хуки, должны описывать данные хуки modulename**.api.php** файле. Если вы сейчас зайдете в любой крупный модуль, да вообще любой и сразу увидите файл с таким расширением в его корне — это значит у данного модуля есть хуки, и все их вы сможете найти там, с их описанием, целями и аргументами. Согласитесь, удобно?

От вас, как от разработчика модуля, который создает хуки, будут ожидать тоже самое. Это не говоря о том, что, например, phpstorm вообще такие файлы анализирует и делает более грамотное автодополнение хуков. Вы сами облегчите себе и другим жизнь, и скорость разработки! Обязательно делайте такой файл.

Данный файл содержит, возможно, необычный для вас комментарий. Вы можете его писать, или нет, это уже на ваше усмотрение.

/**
 * @addtogroup hooks
 * @{
 */

// hooks

/**
 * @} End of "addtogroup hooks".
 */

Хуки описываются между этих комментариев. Модули, описывающие так хуки в данном файле (между комментов такого формата) и опубликованные на drupal.org, должны парситься сайтом и данные хуки должны появляться на api.drupal.org. Честно говорю, не знаю какие критерии, но без такой обертки-комментариев, они точно не появятся.

Ваши хуки в данном файле описываются в виде обычных функций. Название должно содержать приставку hook, как и alter, для соответствующих хуков. Вы также указываете аргументы, которые данные хуки получают (если получают), а внутри функций, как правило, пишутся простые примеры использования. А в комментарии к хуку описывают его аргументы, что возвращает и т.д. То есть, по максимуму.

Например, опишем те два хука что мы писали для примера выше.

<?php

/**
 * @file
 * Hooks specific to the My Module module.
 */

/**
 * @addtogroup hooks
 * @{
 */

/**
 * Return word which will be implode to sentence.
 *
 * @param string $word
 *   Default word for this call.
 *
 * @return string
 *   A string with word.
 */
function hook_my_awesome_hook($word) {
  return $word . '?';
}

/**
 * Allow you to alter message.
 *
 * @param string $message
 *   Actual message which you can alter.
 * @param array $context
 *   An associative array containing:
 *   - alterable: Alterable context.
 *   - unalterable: Unalterable context.
 *   - foo: String contains "bar" value.
 */
function hook_my_awesome_message_alter(&$message, array &$context) {
  $context['alterable'] = 'New value';
  $message = 'Hello moon!';
}

/**
 * @} End of "addtogroup hooks".
 */

Этот файл никак не вызывается в процессе работы ядра. Зато сильно помогает сторонним разработчикам не шерстить без необходимости по вашему коду, и экономит кучу времени. Также может парситься различными IDE для удобства написания кода, а также api.drupal.org.

Все дальнейшие примеры пишутся в модуле с названием dummy.

Пример №1

В данном примере мы будем использовать три хука:

  • hook_form_FORM_ID_alter(): При помощи него мы добавим небольшое сообщение в форму авторизации на сайте, а также в поле ввода имени пользователя, добавим placeholder.
  • hook_user_login(): Данный хук вызывается в момент авторизации пользователя (любого). Мы будем выводить системное сообщение с приветствием пользователя.
  • hook_user_format_name_alter(): Данный хук позволяет отредактировать отображаемое имя пользователя. Мы добавим к стандартному имени (логину) id пользователя.

Всё уже разобрано выше, поэтому сразу к коду.

dummy.module
<?php

/**
 * @file
 * Main file for hooks and custom functions.
 */

use Drupal\Core\StringTranslation\TranslatableMarkup;

/**
 * Implements hook_form_FORM_ID_alter().
 */
function dummy_form_user_login_form_alter(&$form, \Drupal\Core\Form\FormStateInterface $form_state, $form_id) {
  $form['welcome'] = [
    '#markup' => '<h2>Hello world!</h2>',
    '#weight' => -100,
  ];

  $form['name']['#attributes']['placeholder'] = 'Enter your username here!';
}

/**
 * Implements hook_user_login().
 */
function dummy_user_login($account) {
  $message = new TranslatableMarkup('Nice to see you again, <strong>@username</strong>!', [
    '@username' => $account->getDisplayName(),
  ]);
  \Drupal::messenger()->addMessage($message);
}

/**
 * Implements hook_user_format_name_alter().
 */
function dummy_user_format_name_alter(&$name, $account) {
  $name .= ' (' . $account->id() . ')';
}

dummy_form_user_login_form_alter: Теперь на форме авторизации будет наше сообщение и placeholder для ввода логина.

Форма авторизации

dummy_user_login: После авторизации любого пользователя будет выводиться приветственное сообщение с его форматированным именем.

Приветствие пользователя

dummy_user_format_name_alter: Меняем отображаемое имя пользователя, добавляя к нему в конце в скобочки в которых выводится id юзера. Уже можно наблюдать действие при авторизации в приветственном сообщении.

Изменненное имя пользователя

Пример №2

В данном примере мы добавим и опишем вывод сообщений на каждой странице сайта и создадим два хука. Один будет позволять добавить свои сообщения к списку выводимых, второй сможет править эти сообщения до того как они будут выведены.

Продолжаем в том же модуле.

dummy.module
use Drupal\Component\Utility\NestedArray;

...

/**
 * Implements hook_preprocess_HOOK() for page.html.twig.
 */
function dummy_preprocess_page(&$variables) {
  $messages = [
    'Default message',
  ];

  // hook_dummy_page_message().
  $result = \Drupal::moduleHandler()->invokeAll('dummy_page_message');
  $messages = NestedArray::mergeDeep($messages, $result);

  // hook_dummy_page_messages_alter().
  \Drupal::moduleHandler()->alter('dummy_page_messages', $messages);

  if (!empty($messages)) {
    foreach ($messages as $message) {
      \Drupal::messenger()->addMessage($message);
    }
  }
}

/**
 * Implements hook_dummy_page_message().
 */
function dummy_dummy_page_message() {
  return [
    'Hello world',
    'Hello world 2',
  ];
}

/**
 * Implements hook_dummy_page_messages_alter().
 */
function dummy_dummy_page_messages_alter(&$messages) {
  $messages[2] = 'We replaced "Hello world 2"';
  $messages[] = 'And add new one!';
}
  • Мы используем hook_preprocess_HOOK() для того чтобы подключиться к page.html.twig, который рендерится на каждой странице где есть тема оформления. Например, на REST API такой хук не сработает.
    • В нем мы задаем сообщение Default message по умолчанию что оно будет выводиться всегда.
    • Затем регистрируем\вызываем наш новый хук hook_dummy_page_message(), который собирает новые сообщения для вывода от всех модулей. Мы будем подразумевать что он может возвращать как строку (одно значение), так и массив с сообщениями. Все результаты мы объединяем в наш массив $messages так, чтобы он был одноуровневым.
    • Далее мы регистрируем\вызываем hook_dummy_page_messages_alter(), чтобы другие модули моги изменять сообщения или вовсе удалять их из вывода на своё усмотрение.
    • Проверяем остались ли ещё сообщения, мало ли какой модуль их все потер и не хочет чтобы они выводились, мы проходим по ним и выводим их через системные сообщения.
  • Далее мы в своём же модуле используем свой же хук (да так можно) и возвращаем два новых сообщения для вывода.
  • А затем мы вызываем свой альтер хук, в котором заменяем 3-ий элемент массива с сообщениями на новый, а также добавляем новое значение из альтера (не очень хорошая практика в данном случае, так как есть для этого соответствующий хук).

Сбросив кэш и зайдя на страницу можно будет наблюдать следующее.

Пример №2

И не забываем описать свои хуки в .api.php файле.

dummy.api.php
<?php

/**
 * @file
 * Hooks specific to the Dummy module.
 */

/**
 * @addtogroup hooks
 * @{
 */

/**
 * Adds messages to page.
 *
 * @return string|array
 *   Returns string or array of string with additional messages.
 */
function hook_dummy_page_message() {
  return [
    'First message',
    'Second message',
  ];
}

/**
 * Alter messages being added to page.
 *
 * @param array $messages
 *   Array with messages.
 */
function hook_dummy_page_messages_alter(array &$messages) {
  $messages[0] = 'Replaced!';
}

/**
 * @} End of "addtogroup hooks".
 */

Вот и всё, вам больше хакать ядро и модули не придется, как и другим разработчикам, хакать ваш модуль?

Ссылки

Комментарии

Viraliy
вт, 03/07/2018 - 17:38

Хорошая статья (особенно раздел про собственные хуки). Также порадовал новый видео формат! Возник вопрос немного не по теме: почему используется

\Drupal::messenger()->addMessage($message); вместо drupal_set_message(); ?

Niklan
вт, 03/07/2018 - 17:55

Функции drupal_get_message() и drupal_set_message() помечены устаревшими. Заменены сервисом messenger (\Drupal::messenger()).

Грубо говоря, переписали на ООП подход. Начиная с Drupal 8.5 они признаны старыми и внутри них обычный фолбек уже на новый способ.

Весь новый код надо писать с использованием сервиса, а старый, по возможности, аналогично, переписать на новый. В дальнейшем эти две функции будут удалены.

Vitaliy
ср, 04/07/2018 - 09:17

О как! Принял, спасибо! Мне нравится тенденция сообщества Drupal уходить от функционального программирования в ООП.

One_Two
пт, 13/07/2018 - 11:04

Супер годнота!) Новый формат видео вообще шикарен, очень подробные примеры и всё очень доступно. Никита, огромное тебе спасибо, благодаря твоему блогу смог лучше разобраться в друпале!

Andrey G
пн, 16/07/2018 - 22:44

Niklan, подскажи пожалуйста. Такая задача: находимся на странице термина таксономии, на ней я размещаю кнопку с сылкой создания материала "/node/add/MYTYPE", у этого материала есть поле. Необходимо чтобы поле было заполнено термином со страницы которого мы перешли Может подскажешь как реализовать

Unbound
вс, 24/02/2019 - 11:08

Привет! Подскажи как решить такую задачу: имеется нода с двумя полями,допустим title и body. Body - текстовое поле,но его нужно вывести картинкой. Для этого,как я понял,можно использовать hook_node_view: в нем сгенерить картинку с текстом. Сигнатура хука выглядить так:

function hook_node_view(\Drupal\Core\Entity\EntityInterface $node, \Drupal\entity\Plugin\Core\Entity\EntityDisplay $display, $view_mode, $langcode) { }

Картинку я сгенерил в коде,есть относительный url,что дальше? Непонятно как ее воткнуть,чтобы она выводилась вместо текста?

Добавить комментарий

Поддерживается Markdown
Поделиться